Сергей Станищук
Генеральный директор ООО "СВ Групп"
Транспортная отрасль играет важнейшую роль в экономике России. Для логистических компаний, организаций, занимающихся пассажирскими перевозками и грузоперевозками, а также для транспортных операторов критически важна надежная защита их ИТ-инфраструктуры. В 2023 году транспортная сфера вошла в топ-10 отраслей, наиболее подверженных кибератакам. Основными методами, которые использовали злоумышленники, стали вредоносное ПО (35% случаев), эксплуатация уязвимостей (18%) и атаки на цепочки поставок (8%). Блокировка перевозок, сбои в системах бронирования, нарушения в работе навигационных систем и другие последствия кибератак могут привести не только к значительным финансовым потерям и утрате доверия к государственным структурам, но и к угрозе жизни и здоровью людей. В связи с этим транспортному сектору необходимы эффективные решения для обеспечения информационной безопасности.
Проблематика
В транспортной и логистической отрасли России выделяются несколько ключевых проблем, связанных с защитой данных:
Атаки на системы управления. Кибератаки на системы управления движением могут вызвать серьезные сбои и даже аварии.
Устаревшая инфраструктура. Многие транспортные системы, включая железные дороги и аэропорты, используют устаревшее оборудование и ПО, что делает их уязвимыми для атак.
Сложность цепочек поставок. Многоуровневые цепочки поставок создают дополнительные риски, так как каждая точка может стать целью для злоумышленников.
Небезопасный обмен данными. Логистические компании активно обмениваются информацией с партнерами, что повышает риск утечек данных при недостаточном уровне защиты.
Уязвимость IoT-устройств. Устройства интернета вещей, используемые для управления транспортом и отслеживания грузов, часто недостаточно защищены, что делает их легкой мишенью для хакеров.
Риски
- Сбои в работе транспортных систем из-за действий киберпреступников.
- Утечки конфиденциальных данных пользователей.
- Угроза жизни и здоровью людей из-за сбоев в работе навигационных систем.
- Ущерб государственным интересам вследствие нарушения работы транспортной инфраструктуры.
- Финансовые потери из-за остановки работы систем управления.
Векторы атак
Эксплуатация уязвимостей. Злоумышленники используют слабые места в ПО для доступа к критически важным функциям, таким как управление сигналами или маршрутизация.
Внедрение вредоносного ПО. Устаревшее программное обеспечение повышает вероятность успешного внедрения вредоносных программ.
Атаки на цепочки поставок. Хакеры атакуют подрядчиков, чтобы через них получить доступ к более крупным компаниям.
Атаки на системы обмена данными. Неправильная настройка систем обмена данными позволяет злоумышленникам перехватывать важную информацию.
Атаки на IoT-устройства. Недостаточная защита устройств интернета вещей позволяет хакерам контролировать их работу.
Действия инсайдеров. Сотрудники с доступом к критически важным данным могут использовать их в личных целях.
Решение
Ограничение доступа к привилегированным учетным записям только для определенных сотрудников и на ограниченное время.
Постоянный мониторинг и аудит действий пользователей с повышенными привилегиями для выявления подозрительной активности.
Внедрение многофакторной аутентификации для предотвращения несанкционированного доступа.
Централизованное управление доступом и автоматизация процессов для повышения уровня безопасности.
Управление паролями без необходимости установки дополнительного ПО на целевые устройства.
Запись сессий с сохранением видео и метаданных для создания доказательной базы.
Организация безопасного доступа к ИТ-инфраструктуре для головного офиса и филиалов через единую точку входа.
Применение принципа наименьших привилегий, при котором пользователи получают только те права, которые необходимы для выполнения их задач.
Эти меры помогут минимизировать риски и обеспечить безопасность транспортной инфраструктуры в условиях растущих киберугроз.